Трое в горах,
не считая Алисы

Иммерсивная, не строго историческая
игра с голосовым помощником Алиса
Об игре
Иммерсивная, не строго историческая
игра-путешествие для 1−4 игроков,
созданная на основе фондов
Томского областного художественного музея
и Научной библиотеки ТГУ.

Изначальная цель путешествия — поиск ресурсов и места для создания фешенебельного курорта на Алтае в 1912 году. В зависимости от решений игроков цель может дополняться и меняться.
Как запустить игру
Откройте страницу «Путешествие с Научкой» в каталоге навыков Алисы и нажмите «Запустить навык».

или

Включите голосового помощника на странице поиска Яндекс в любом браузере на компьютере (правый нижний угол), в приложении для телефона/планшета либо на колонке Яндекс. Станция, произнесите фразу «Алиса, запусти „Путешествие с Научкой“». Когда Алиса спросит, какой сценарий запустить, ответьте: «Трое в горах, не считая Алисы».

или

откройте чат с Алисой на странице Яндекс поиска в любом браузере (правый нижний угол) и отправьте сообщение: «Запусти „Путешествие с Научкой“». Когда Алиса спросит, какой сценарий запустить, напишите: «Трое в горах, не считая Алисы».
Важно: если вы говорите с Алисой вслух, она отвечает вам через динамики устройства, а если набираете сообщение — она пишет в чате. Чтобы послушать оригинальную волнующую озвучку, используйте микрофон для отправки команд!
Как работает игра
Задавать вопросы, перемещаться между локациями и выполнять другие действия вы сможете с помощью команд для голосового помощника.
Доступные команды:

  • Поговорить о
  • Переместиться в/к/на
  • Отказаться
  • Согласиться
  • Осмотреться

Алиса — очень сообразительная, но играет по правилам. Поэтому, чтобы получить результат, используйте именно эти команды — и дополнительные, которые открываются по ходу игры.

Некоторые команды работают самостоятельно, для других потребуются дополнительные слова. Например, «Переместиться на пристань» или «Переместиться к губернатору». Алиса озвучивает происходящее и дублирует этот текст в чате.

Некоторые слова в игре имеют особое значение, поэтому рекомендуем внимательно изучать доступные материалы и отмечать в заметках самое важное. Эти слова, озвученные в команде для Алисы в нужный момент, могут привести к новым поворотам в сюжете.

Двигаться по сюжету можно несколькими способами:


  1. Произнести «Алиса» и озвучить команду и/или дополнительное слово
  2. Нажать на значок микрофона в приложении и озвучить команду и/или дополнительное слово
  3. Ввести текст команды и/или дополнительное слово в строку
  4. После каждого блока текста Алиса включает режим ввода голосовых команд автоматически, и можно озвучить команду и/или дополнительное слово без предварительных обсуждений, а можно взять паузу для обдумывания
Строго исторические детали
Кто такой Курлов? Что такое журфиксы? Здесь мы собрали самое интересное о реальных личностях и событиях, которые встречаются в игре. Никаких спойлеров, только самое главное для тех, кто хочет продлить атмосферу. А ещё здесь будут появляться ссылки на выпуски подкастов о проекте и Томске 1912 года.
Гран Пётр Карлович
1869−1941
Государственный деятель. Иркутский (1908−1911) и томский (1911−1913) губернатор. Начальник Главного тюремного управления России (1913−1917). Посещал Алтай в мае 1912 года на фоне крестьянских волнений после «Мормышанского бунта», вызванных противоречием интересов старожилов и новосёлов и ошибками чиновников в перераспределении земель.

Гуркин Григорий Иванович
1870−1937
Живописец. Рисовальщик. Педагог. Собиратель фольклора. Автор пейзажей, жанрово-этнографических картин, портретов. Центральная фигура в сибирском изобразительном искусстве конца XIX — начала XX века. Первый профессиональный художник среди алтайцев. Для томских художников Алтай и мастерская художника в селе Анос стали своеобразной художественной Меккой.

Курлов Михаил Георгиевич
1859−1932
Терапевт. Бальнеолог. Доктор медицины. Экстраординарный профессор по частной патологии и терапии. Первый выборный ректор Императорского Томского университета (1903—1906). Возглавлял кафедру терапии медицинского факультета Томского университета. Разработал классификацию сибирских целебных минеральных вод. Первый председатель Томского отделения Всероссийской лиги борьбы с туберкулёзом.

Потанин Григорий Николаевич
1835−1920
Ученый-этнограф. Путешественник. Исследователь Сибири и Центральной Азии. Один из идеологов сибирского областничества. Общественный деятель. Почетный член совета Томского технологического института. Почетный гражданин города Томска (1915) и Сибири (1918). Большое влияние на формирование мощного сообщества людей науки и культуры в Томске оказали потанинские журфиксы по пятницам, когда к нему приходили желающие поговорить, поспорить и послушать «старшего, хорошего, простого, доброго товарища».

Сапожников Василий Васильевич
1861−1924
Ботаник. Гляциолог. Географ. Ординарный профессор кафедры ботаники Томского университета. Ректор Императорского Томского университета (1906−1909, 1917−1918). Министр народного просвещения Российских правительств (1918−1919). Совершил более 20 экспедиций на Алтай, в Саяны, Семиречье, Западную Монголию (Монгольский Алтай), на Зайсан и в Турецкую Армению, открыл множество ледников, определил высоту горных вершин и оставил более 10 тысяч фотопластинок и около 1 000 цветных диапозитивов.

Виртуальная выставка «Г. Н. Потанин: учёный, путешественник, гражданин»
Виртуальная выставка «Царственный Алтай» Г. И. Гуркина
О проекте
Томский областной художественный музей совместно с Научной библиотекой Томского государственного университета на основе воспоминаний профессора Василия Сапожникова и его книги «Пути по русскому Алтаю» (1912 г.) создаёт геймифицированную историю, иллюстрированную картинами Григория Гуркина и экспедиционными фотографиями самого Сапожникова. Движение по сюжету зависит от сделанных игроком выборов, которые приводят к разным концовкам. Важно помнить: решения ведут к разным ситуациям, но среди них нет единственно верной. Какой вариант прохождения и завершения истории считать правильным, решает только игрок. Игровые материалы дополнены справками, ссылками и аудиоматериалами по теме.

Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» (6 цикл) благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Команда проекта
Руководитель проекта, лектор-экскурсовод Центра музейной педагогики Томского областного художественного музея — Анастасия Махнёва
Продюсер проекта, продакт-менеджер игры — ведущий методист отдела библиотечного взаимодействия и технологии Научной библиотеки ТГУ Дарья Бирюкова
Контент-менеджер, главный редактор текстов — заведующая отделом социокультурных коммуникаций Научной библиотеки ТГУ Лариса Курбатова
Сценарист, исторический консультант — кандидат исторических наук, заведующий отделом рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ Кирилл Конев
Сценарист, эксперт по геймификации — специалист по учебно-методической работе Института образования ТГУ Анна Давыденко
Программист, эксперт по игровым механикам — специалист отдела компьютерных технологий Научной библиотеки ТГУ Эрес Манчын
Ивент-менеджер — заведующий сектором читальных залов отдела обслуживания Научной библиотеки ТГУ Андрей Кузьмин
Бильд-редактор, исторический консультант — заведующий отделом обслуживания Научной библиотеки ТГУ Вероника Шуберт
Фотограф проекта — Оксана Мишевич (Ведмедская)
Дизайнер проекта — Валерий Кузнецов
Художник проекта — Ксения Хруснова (xengineer)

Историю озвучили:
Рассказчик — энтузиаст озвучки Азамат Найман
Григорий Иванович Гуркин — заведующий сектором читальных залов отдела обслуживания Научной библиотеки ТГУ Андрей Кузьмин
Алтайка — специалист по учебно-методической работе центра социологии образования Института образования ТГУ Карина Абдуллина
Учитель — директор Учебного центра Научной библиотеки ТГУ Вячеслав Шуберт
Старейшина — специалист отдела компьютерных технологий Научной библиотеки ТГУ, автор телеграм-канала RS.GO Эрес Манчын
Старик-алтаец — кандидат исторических наук, директор Томского областного художественного музея Николай Васенькин
Ботаник — кандидат исторических наук, заведующий отделом рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ Кирилл Конев
Григорий Николаевич Потанин — кандидат исторических наук, директор Центра развития и продвижения научных журналов ТГУ Никита Глущенко
Публикации о проекте:
13.05.2024 Игротека впечатлений распахнёт свои двери, сайт Научной библиотеки ТГУ
03.05.2024 18 мая – Ночь музеев!, сайт Томского областного художественного музея
18.04.2024 Панорамная экскурсия из окна и органный концерт: чем еще удивит Научка в Библионочь? сайт Научной библиотеки ТГУ
06.03.2024 Томичей приглашают на презентацию иммерсивной игры по сибирской истории, интернет-издание «Томский обзор»,
06.03.2024 14 марта – первая презентация проекта «Трое в горах, не считая Алисы», сайт Томского государственного университета
05.03.2024 «Трое в горах, не считая Алисы»: 14 марта пройдет первая презентация проекта, сайт Научной библиотеки ТГУ
05.03.2024 Презентация проекта «Трое в горах, не считая Алисы», сайт Томского областного художественного музея
13.12.2023 «Трое в горах, не считая Алисы»: томичей приглашают протестировать иммерсивную игру-путешествие, портал tomsk.ru
05.12.2023 Томичей приглашают поучаствовать в тестировании игры-путешествия на Алтай, интернет-издание «Томский обзор»
05.12.2023 «Трое в горах, не считая Алисы»: присоединяйтесь к тестированию игры, сайт Томского государственного университета
05.12.2023 «Трое в горах, не считая Алисы»: присоединяйтесь к тестированию игры, сайт Томского областного художественного музея
05.12.2023 «Трое в горах, не считая Алисы»: присоединяйтесь к тестированию игры, сайт Научной библиотеки ТГУ
30.11.2023 «Трое в горах, не считая Алисы» – к чему приводит сотрудничество музея и библиотеки?, сайт Научной библиотеки ТГУ
29.11.2023 «Трое в горах, не считая Алисы», сайт Томского областного художественного музея