Моя издательская деятельность началась с картин, и картинам
же я обязан первыми успехами
на издательском поприще.
Первый опыт работы в области издательского дела И. Д. Сытин получил в книжной лавке купца П. Н. Шарапова, куда устроился в 1866 году после переезда в Москву. Лавка купца была одной из многих, торговавших не только книгами, но и лубочными картинками. Конкуренция в этом сегменте была высока, рынок перенасыщен одинаковым товаром, который ни сюжетно, ни материально друг от друга не отличался. Тем не менее в Москве у Шарапова торговля лубочными картинками шла относительно неплохо, чего нельзя было сказать о ярмарочной торговле в Нижнем Новгороде.
Убедившись в способности Сытина успешно заключать сделки с офенями — бродячими торговцами, Шарапов отправил молодого человека управлять торговлей лавки на Нижегородской ярмарке. И не прогадал. Сытин начал формировать те каналы распространения, которые уже при работе его собственного предприятия будут представлять целую сеть. Действовал просто: поскольку офеней не хватало, Сытин «создавал» их сам. Он предлагал заинтересовавшимся товаром мужикам, например, водоливам — рабочим, которые откачивали воду с баржи, — брать под честное слово лубки в долг и продавать в своей бригаде, получая за это вознаграждение. Лубки раскупались охотно, к Сытину приходило все больше людей, желавших стать офенями. Стремительное увеличение их числа помогло Сытину и Шарапову настроить распространение лубочного товара в регионы, расположенные дальше Москвы и Нижнего Новгорода.
Сытин провел на службе у Шарапова десять лет. За это время он научился узнавать потребности покупателя, напрямую общаясь с ним. Более того, обладая пытливым умом, он понимал, что формируется новый читатель, прежде малограмотный или совсем не грамотный. Для такого читателя книги и газеты были дорогими, сложными и неинтересными. После отмены крепостного права и проведения реформ в образовании интеллигенция была одержима мыслью как можно скорее дать народу книгу, которая бы была написана на его «языке», но лучшими писателями современности. Сытин же считал, что народ нужно подготовить и сначала дать то, к чему он привык с детства, то, что он с удовольствием покупал на рынке и у офеней, то, чем он всегда любил украшать избу — лубочную картинку. Но подойти к ее изданию иначе.
Почему И. Д. Сытин решил издавать лубок
Ведь неграмотные по количеству своему всегда преобладали над грамотными, и это одно делало картину и доступнее и популярнее. Чтобы прочитать книгу, надо было знать грамоту, чтобы видеть картину, надо было иметь только глаза.
В 1876 году Сытин понял, что книжная торговля не принесла ему желаемого дохода. Он был полон идей и хотел развиваться не только как торговец, но и как издатель. Шарапов, будучи уже в почтенном возрасте, был не готов идти на риск и расширяться. С позволения хозяина Сытин решился открыть собственную литографию по изданию лубка на Воронухиной горе в Москве. На приданое жены и занятые у Шарапова деньги он купил литографский станок французской фирмы, камни, бумагу, краски и прочие необходимые материалы, нанял печатников и мастеров-рисовальщиков — стоили они дороже, но выполняли работу качественнее, чем деревенские «цветильщицы», которые раскрашивали картинки в 2−3 краски заячьей лапкой «по ногам и по носам».
Сытин сделал то, что не предпринимал ни один издатель до него: он рискнул вложиться в качество материальных и человеческих ресурсов, чтобы увеличить тираж. Это дало свои плоды — лубок стал очень дешевым, красочным и интересным.
И, однако же, дела наши сразу пошли блестяще. Наши художники оказались лучше всех, наши печатники — лучше всех, и картины как по сюжету, так и по краскам, — опять-таки лучше всех. Покупатели положительно рвали товар
из рук и торговались не о цене, а о количестве.
Сытин издавал лубки на светские и духовные сюжеты: исторические, бытовые, юмористические, религиозные и многие другие. Разнообразными были и жанры: песни, сказки, рассказы, повести, романы, пьесы, поэмы. Это могли быть иллюстрации и на произведения народного творчества, и на сочинения профессиональных писателей. Остановимся на тех группах лубков, где новаторский подход Сытина проявился, на наш взгляд, ярче всего: исторических, песенных и литературных.