Как лубки
И. Д. Сытина
изменили
российское
книгоиздание

Как лубки
И. Д. Сытина
изменили
российское
книгоиздание

Первая в стране сеть по распространению изданий, профессиональные художники, новейшие печатные машины и обвинения в выпуске «невежественных» картинок… Рассказываем, как решение выходца из народа издавать лубок стало первым шагом к созданию медиаимперии.
Проект представляет собой научно-популярный лонгрид, посвященный особенностям подготовки и распространения лубочных изданий И. Д. Сытина — выдающегося просветителя и предпринимателя конца XIX — начала XX века.

В проекте рассматривается издательская и просветительская деятельность Сытина, связанная с выпуском лубочных изданий, в контексте истории появления и распространения лубка за рубежом и в России. Особое внимание уделяется анализу содержания и оформления наиболее интересных образцов лубочных изданий Сытина. Обозначается его роль в просвещении народного читателя и развитии отечественного книгоиздания.

Основной текст сопровождается иллюстративным рядом и выдержками из авторитетных источников, в качестве справочного материала представлены интерактивное содержание, примечания и список литературы.

Лонгрид предназначен для учащихся образовательных учреждений, где преподаются такие дисциплины, как издательское дело, редактирование, литературоведение, книжный дизайн, культурология, журналистика; а также для всех интересующихся издательским делом и деятельностью Сытина.
О проекте
Лубок — это лист с изображением или группой изображений, объединенных общей идеей или сюжетом и снабженных поясняющим текстом. Лубок известен как «народная картинка», то есть картинка, бытовавшая среди народа, выполненная им — крестьянами-самоучками — или профессиональными художниками, но в народном стиле.
Что такое лубок
Каково было назначение лубка
Почему у лубка такое название
В свое время лубочная картинка являлась универсальным источником информации и заменяла целый ряд изданий — которых на момент существования лубка еще не было или которые были недоступны всем желающим вне зависимости от сословия и образования — газету, журнал, книгу, икону, плакат. Современным аналогом лубка считаются даже интернет-мемы, ставшие ярким культурным явлением последних десятилетий.
Существует несколько версий происхождения названия. Первая является наиболее распространенной и заключается в том, что изначально русские народные картинки вырезались на лубе — верхней твердой части липовых досок, использовавшихся в качестве гравировальной основы для печати; вторая — в том, что эти картинки продавались в лубяных коробах; а третья версия отсылает к московской Лубянке, на которой жили мастера по изготовлению таких картинок.
Картинка для народа
Европа и Азия
Прародителями лубка считаются китайские, индийские, тибетские контурные рисунки, которые с VIII века гравировались на дереве, после их раскрашивали и использовали для молитвенных ритуалов. До этого времени, например, в Китае их полностью рисовали от руки.

В Европе лубок начали изготавливать в XV веке, чтобы просвещать малограмотное население и знакомить с религиозными текстами. Так, уже во второй его половине благодаря немецким церковнослужителям была напечатана «Библия бедных» — книга, состоявшая из сорока листов с иллюстрациями к сюжетам из Священного Писания и короткими сопроводительными текстами на национальном языке (вместо латыни). В начале XVI века исключительно религиозное назначение лубка быстро утратилось, сохранив лишь нравоучительную функцию. В это же время появились лубки военно-политической тематики: они освещали события Реформации, войны и революции в Нидерландах, французских революций и наполеоновских войн.
Как появился лубок
Этот способ печати для получения черно-белого изображения называется «ксилография».
Что касается основной технологии производства лубка, то она постепенно совершенствовалась: в XVII веке ксилографию сменила гравюра на меди, на рубеже XIX—XX веков появились литография и хромолитография.

В Европе народные картинки назывались иначе: в Голландии это были «centsprenten», во Франции — «canards», в Испании — «pliegos», в Германии — «bilderbogen», что наиболее близко русскому варианту.
Способ печати, при котором краска под давлением переносится с камня на бумагу. В результате получается черно-белое изображение.
Способ печати, при котором краска разных оттенков наносится на камни, а затем поочередно под давлением переносится на бумагу. В результате получается цветное изображение.
Россия
В начале XVII века европейские лубки были завезены в Россию и стали популярны среди представителей высших сословий. Русские мастера быстро освоили технологию создания «фряжских», или «немецких потешных картинок»: изображение и текст вырезали на липовой доске, затем на полученный рисунок наносили черную краску на основе сажи и делали оттиск на влажной бумаге при помощи ручного пресса. Первыми русскими лубочными изображениями стали иконы, вышедшие из типографии Киево-Печерской лавры. На самом раннем из найденных лубков была изображена икона Успение Богородицы, созданная примерно в 1614—1624 годах. Постепенно среди лубочных картин религиозного содержания появились иллюстрации к русским сказкам, былинам (о Бове Королевиче, Еруслане Лазаревиче, Илье Муромце), историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве). При Петре I появились юмористические и сатирические лубки («Мыши кота погребают»).
Благодаря простой, доходчивой форме и легкости распространения — «печатные листы» продавались на городских рынках — лубки полюбились горожанам, а уже подлинную популярность завоевали у крестьян, которые параллельно с церковными, а затем ведомственными типографиями сами стали заниматься тиражированием картинок. Со второй половины XVII века черно-белые лубочные картинки — «простовики» — начали раскрашивать. Делали это в основном женщины и дети крестьянского сословия вплоть до конца XIX века.
В конце XVIII — середине XIX века значительная доля производства лубочных картин сконцентрировалась в частных типографиях, преимущественно московских. Во второй половине XIX века только в Москве насчитывалось более сорока издателей лубочных картинок: И. А. Морозов, П. А. Глушков, В. В. Васильев и другие. Однако самым известным издателем лубка стал И. Д. Сытин.
Моя издательская деятельность началась с картин, и картинам
же я обязан первыми успехами
на издательском поприще.

Первый опыт работы в области издательского дела И. Д. Сытин получил в книжной лавке купца П. Н. Шарапова, куда устроился в 1866 году после переезда в Москву. Лавка купца была одной из многих, торговавших не только книгами, но и лубочными картинками. Конкуренция в этом сегменте была высока, рынок перенасыщен одинаковым товаром, который ни сюжетно, ни материально друг от друга не отличался. Тем не менее в Москве у Шарапова торговля лубочными картинками шла относительно неплохо, чего нельзя было сказать о ярмарочной торговле в Нижнем Новгороде.

Убедившись в способности Сытина успешно заключать сделки с офенями — бродячими торговцами, Шарапов отправил молодого человека управлять торговлей лавки на Нижегородской ярмарке. И не прогадал. Сытин начал формировать те каналы распространения, которые уже при работе его собственного предприятия будут представлять целую сеть. Действовал просто: поскольку офеней не хватало, Сытин «создавал» их сам. Он предлагал заинтересовавшимся товаром мужикам, например, водоливам — рабочим, которые откачивали воду с баржи, — брать под честное слово лубки в долг и продавать в своей бригаде, получая за это вознаграждение. Лубки раскупались охотно, к Сытину приходило все больше людей, желавших стать офенями. Стремительное увеличение их числа помогло Сытину и Шарапову настроить распространение лубочного товара в регионы, расположенные дальше Москвы и Нижнего Новгорода.

Сытин провел на службе у Шарапова десять лет. За это время он научился узнавать потребности покупателя, напрямую общаясь с ним. Более того, обладая пытливым умом, он понимал, что формируется новый читатель, прежде малограмотный или совсем не грамотный. Для такого читателя книги и газеты были дорогими, сложными и неинтересными. После отмены крепостного права и проведения реформ в образовании интеллигенция была одержима мыслью как можно скорее дать народу книгу, которая бы была написана на его «языке», но лучшими писателями современности. Сытин же считал, что народ нужно подготовить и сначала дать то, к чему он привык с детства, то, что он с удовольствием покупал на рынке и у офеней, то, чем он всегда любил украшать избу — лубочную картинку. Но подойти к ее изданию иначе.
Почему И. Д. Сытин решил издавать лубок
Ведь неграмотные по количеству своему всегда преобладали над грамотными, и это одно делало картину и доступнее и популярнее. Чтобы прочитать книгу, надо было знать грамоту, чтобы видеть картину, надо было иметь только глаза.
В 1876 году Сытин понял, что книжная торговля не принесла ему желаемого дохода. Он был полон идей и хотел развиваться не только как торговец, но и как издатель. Шарапов, будучи уже в почтенном возрасте, был не готов идти на риск и расширяться. С позволения хозяина Сытин решился открыть собственную литографию по изданию лубка на Воронухиной горе в Москве. На приданое жены и занятые у Шарапова деньги он купил литографский станок французской фирмы, камни, бумагу, краски и прочие необходимые материалы, нанял печатников и мастеров-рисовальщиков — стоили они дороже, но выполняли работу качественнее, чем деревенские «цветильщицы», которые раскрашивали картинки в 2−3 краски заячьей лапкой «по ногам и по носам».

Сытин сделал то, что не предпринимал ни один издатель до него: он рискнул вложиться в качество материальных и человеческих ресурсов, чтобы увеличить тираж. Это дало свои плоды — лубок стал очень дешевым, красочным и интересным.
И, однако же, дела наши сразу пошли блестяще. Наши художники оказались лучше всех, наши печатники — лучше всех, и картины как по сюжету, так и по краскам, — опять-таки лучше всех. Покупатели положительно рвали товар
из рук и торговались не о цене, а о количестве.

Сытин издавал лубки на светские и духовные сюжеты: исторические, бытовые, юмористические, религиозные и многие другие. Разнообразными были и жанры: песни, сказки, рассказы, повести, романы, пьесы, поэмы. Это могли быть иллюстрации и на произведения народного творчества, и на сочинения профессиональных писателей. Остановимся на тех группах лубков, где новаторский подход Сытина проявился, на наш взгляд, ярче всего: исторических, песенных и литературных.
Исторические
лубки
Исторические лубки были посвящены событиям прошлого и настоящего, а также выдающимся деятелям истории. При Сытине эта группа картин стала одной из самых значительных по тиражам и названиям. Большую долю в ней заняли военные лубки.
Лубки военной тематики изображали знаменательные сражения и подвиги русской армии, увековечивали выдающихся исторических личностей. В мирное время такие лубки помогали ознакомить крестьян с военной историей, а если в них освещалась текущая война, то и следить за новостями, формировать патриотизм и укреплять боевой дух в борьбе с врагом.

Так, с начала русско-турецкой войны (1877−1878) Сытину первому среди издателей пришла идея выпускать лубочные картины с батальными сценами и карты с обозначением боевых действий. Работники литографии копировали географические карты из атласов, военные рисунки из еженедельника издателя Г. Д. Гоппе «Всемирная иллюстрация», который, конечно, могли купить только обеспеченные сословия. Сытинские же издания были ориентированы на широкую аудиторию и доступны по цене: 2−4 копейки за лист.

Сытин выпускал лубки, посвященные Северной, Отечественной, Крымской, Русско-японской, Первой мировой и другим известным войнам, в которых принимала участие Россия.

Военные лубочные издания могли быть нескольких типов: юбилейными, событийными и портретными. Они могли быть представлены как в форме коллажа, так и в качестве цельного изображения. Во всех военных лубках Сытина прослеживаются схожие черты: название выделено капителью, указаны имена героев, под изображением размещен небольшой текст о событии или личности, набранный мелким кеглем, так как служил лишь дополнением к иллюстрации. В картинах использовалась яркая и насыщенная цветовая гамма: преобладали коричневые, красные, зеленые, синие цвета и их оттенки. Изображения отличались реалистичностью и детализированностью, благодаря чему лубки можно было долго рассматривать и каждый раз замечать что-то новое.

Юбилейные лубки готовились к годовщине победы в каком-либо сражении или в войне. На них изображались личности, принимавшие участие в боевых действиях и внесшие существенный вклад в победу. На картине обязательно находился портрет императора, под руководством которого действовала русская армия. Также на лубке располагались эпизоды значимых боев или решающих военных столкновений.
Например, на лубке, изданном в память о победе в главном сражении Северной войны — Полтавской битве, изображены известные исторические личности и схватка двух враждующих армий. В верхней части иллюстрации, в дыму орудий, размещен портрет Петра Великого в военной форме, на плече которого находится голубая Андреевская лента. Портрет окольцован лавровым венком — символом славы и победы — с ленточкой-флагом России. Прославление императора за его главенствующую роль в победе над врагом продолжается в торжественной речи, расположенной ниже на развивающемся холсте. За портретом выступают трубы с флагами, разносящие весть о победе.

В центре лубка изображена сцена сражения российской и шведской армий в ходе Полтавской битвы. В нижней части — украшенные лавровыми венками портреты выдающихся государственных и военных деятелей: А. И. Репнина, Б. П. Шереметева, А. Д. Меньшикова, В. В. Голицына, Я. В. Брюса.

«Полтава, 1709». Товарищество И. Д. Сытина, 1886 год.
Источник: livejournal.com
На событийных лубках изображались батальные сцены. Это могли быть как общие сцены сухопутных или морских сражений, так и более крупные планы, например, спасение одного воина другим или оказание помощи раненым. Последнее, как правило, раскрывало тему женщины на войне. Так, на лубке под названием «Подвиг сестры Е. П. Коркиной», посвященном Первой мировой войне, центральное место занимает сестра милосердия, которая поддерживает раненого солдата и призывает на помощь других санитаров.

На картине преобладает зеленый цвет разных оттенков, на фоне которого выделяются эмблемы с изображением красного креста — символа беспристрастного оказания помощи пострадавшим в результате войны.

В подписи к лубку рассказывается история героического поступка девушки. В разгар боевых действий Коркина спасла жизни девятерых офицеров, перенеся их на своих плечах в повозки. За проявленный героизм она была награждена Георгиевским крестом.
«Подвиг сестры Е. П. Коркиной». Товарищество И. Д. Сытина, 1915 год.
Источник: Национальная электронная библиотека
Портретные лубки изображали героев войны или отдельного сражения. Это могли быть как известные полководцы, так и простые солдаты — все в военной форме и с многочисленными наградами: орденами, медалями и лентами на груди. В названии портретного лубка, которое не всегда размещалось на самой картине, отражалось участие личности в конкретном военном событии, например, «Герой Отечественной войны 1812 года». В подписях к портретам чаще всего указывались имя военного деятеля, его звание и война, в которой он принял участие.
На лубке «Герои Отечественной войны 1812 года» представлены Александр I, А. П. Кульнев, Ф. В. Растопчин, П. И. Багратион, М. И. Голенищев-Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, М. И. Платов, П. Х. Витгенштейн и М. А. Милорадович. Их портреты обрамляет золотая тесьма, придавая торжественность и единство композиции. Картина выполнена в сдержанной, но насыщенной цветовой гамме. Голубые и красные ленты на плечах полководцев привлекают особое внимание.

Среди всех деятелей графическим способом выделен портрет Александра I: он больше по размеру, имеет другой цвет фона и рамки и выходит за пределы строгой композиции, таким образом сделан акцент на его статусе императора и ключевой роли в войне. А размещение портрета императора наряду с изображениями других известных военных деятелей подчеркивает равноценный вклад каждого в победу над Наполеоном.
Сытин получал большую прибыль от продаж лубков военной тематики. Финансовому успеху способствовало понимание рынка и врожденное «чутье» на намечавшиеся тенденции. За первые три года издательской деятельности (1876−1879) Сытин накопил достаточно средств, чтобы перевезти литографию в дом на Пятницкой улице в Москве, приобрести дополнительное оборудование и нанять новых работников. Вскоре он открыл еще несколько мастерских.

Из года в год предприятие разрасталось, сеть офеней охватывала всю страну — в 1883 году Сытин учредил фирму «И. Д. Сытин и К°», а в 1889 году зарегистрировал «Товарищество И. Д. Сытина», став монополистом не только лубка, но и всего книжного рынка.
Песенные
лубки
Песенные лубки были одними из любимых и востребованных изданий у народа. Конкуренция в этом сегменте всегда была высока, но устойчивый спрос сохранялся даже на «простовики». Песенные лубки представляли собой иллюстрации с подписями в виде названия песни и ее текста. При этом название композиции, отражающее ее содержание, часто отсутствовало: вместо него писали обозначение жанра произведения — «песня», либо заглавия не было вовсе. Текст произведения мог располагаться в любой части издания: как на самой иллюстрации, так и на верхних или нижних полях, не заполненных рисунком. Под картиной мелким кеглем указывался год издания и литография-изготовитель.
«Не будете молоду». Товарищество И. Д. Сытина, 1896 год.
Источник: Wikimedia.org
Песни для лубков выбирались на разные темы: военные, бытовые, исторические. Но больше всего издавалось лубков с песнями о любви: счастливой и несчастной, взаимной и безответной.
В 1894 году литография Сытина выпустила лубок с заглавием «Песня». На переднем плане картины изображено народное гулянье: молодые крестьяне и крестьянки стоят парами и наблюдают за юношей, лихо отплясывающим под балалайку, и девушкой, более сдержанно танцующей с ним в паре. Картину сопровождает текст песни «Во лузях», или же «Во лугах». В ней поется о девушке, желающей выйти замуж по любви за юношу своего возраста. Эта девушка также изображена на картине, но на заднем плане, что кажется необычным. Она ведет за собой коня, которого пасла на лугу, и теперь направляется в дом к отцу, чтобы он отпустил ее на гулянье (на переднем плане). Смещение акцентов на иллюстрации вопреки содержанию было оправдано. На конец XIX века «Во лузях» являлась, прежде всего, известной среди народа хороводной песней, которая звучала на праздниках, часто на свадьбах. Под ее исполнение девушки и юноши становились в ряд лицом друг к другу, поочередно выходили навстречу и плясали — именно это запечатлено на картине.
«Во лузях, во лузях, Во лузях, зеленых лузях!».
Товарищество И. Д. Сытина, 1894 год.
Источник: Российская государственная библиотека
В 1903 году литография Сытина выпустила песенный лубок «Уродилася я». Название песни повторяется дважды: сначала на самой иллюстрации, затем под ней, перед основным текстом. На изображении, помимо названия, указан жанр произведения: «русская песня». На иллюстрации использован акцидентный шрифт, основной текст набран антиквой. Картина отражает содержание композиции, но не всей, только первых строф. В красных рамках показаны два периода из жизни женщины, чья доля оказалась нелегка. В вертикальной раме женщина изображена молодой, красивой, белолицей, в красном сарафане с белым передником. Видно, что, будучи совсем юной, она уже «кручинится» о своей судьбе, ведь жизнь ее проходит в бедности, тяжелой работе и заботе о детях чужих людей. Из наклоненной рамы по луговой дорожке выходит будто совсем другая женщина — значительно старше, у нее загорелая кожа, грубые черты лица — как и в молодости она пасет коров и продолжает трудиться в надежде на брак с «молодцем красивым» и счастливую жизнь.
«Уродилася я». Товарищество И. Д. Сытина, 1903 год.
Источник: livejournal.com
Литературные
лубки
Литературные лубки представляли собой иллюстрации к произведениям народного творчества и русских писателей. В середине 1880-х годов изданием лубков в этом направлении практически никто из издателей не занимался. Сытин к тому времени уже активно поддерживал связь с интеллигенцией. Совместными усилиями они стремились донести до народа «умную книгу», «настоящую литературу». Уровень грамотности у крестьян был еще слишком низок, поэтому издатель решил познакомить их с лучшими отечественными писателями, выпустив серию лубочных картин с портретами и иллюстрациями к знаковым произведениям М. В. Ломоносова, Г. В. Державина, А. В. Кольцова, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, А. К. Толстого, А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.
Картины продавались по 10 копеек за лист. К их созданию были привлечены известные художники и иллюстраторы, в частности К. В. Лебедев, обеспечившие высокое качество исполнения. Все лубки были сделаны в единой технике коллажа. В центре располагался портрет писателя в овальной или квадратной раме. Вокруг него размещались будто вырезанные из книг иллюстрации. Подпись к иллюстрации состояла из заглавия, выделенного цветом, полужирным начертанием, капителью или шрифтом, отличным от набранного антиквой основного текста, и фрагмента произведения:
предложения или строфы.

Также Сытин издавал лубки и по отдельным художественным произведениям писателей. Среди них сказки А. С. Пушкина: «Балда», «Сказка о царе Салтане», «Гусар» и другие. Например, «Сказка о царе Салтане» имела, как минимум, два варианта картин, выполненных в разных стилях. Вариант 1898 года похож на издание «Балды»: их объединяет одинаковый принцип размещения проиллюстрированных эпизодов и подписей к ним. В варианте [1890-х годов] меньше деталей, сцены пронумерованы, две из них выделены круглой и квадратной рамками.
Не обходил стороной Сытин и повести Н. В. Гоголя, чьи произведения пользовались большим спросом и потому часто подвергались плагиату со стороны «народных писателей». «Страшная месть», «Сорочинская ярмарка», «Вий» — сцены из этих произведений составили единую композицию в мемориальном издании, приуроченном к 50-летию со дня смерти писателя. Лубок выполнен в красно-синих тонах, призванных пробудить у читателя мистические чувства. Сцены отделены круглой и квадратной рамками.

В первые годы издания, пришедшие на конец 1880-х годов, литературные лубки не сразу обрели своего народного читателя. Сначала они были популярны преимущественно у интеллигенции, а затем, с ростом грамотности, пришлись по душе и низшим сословиям, которые могли знакомиться с ними, начиная со школы.
«Памяти Гоголя». Товарищество И. Д. Сытина 1902 год.
Источник: Российская государственная библиотека
Я уверен, что к умственной литературе должна быть перекинута через овраг невежества какая-то переходина, мостки, иначе говоря. И что этой переходиной был наш лубок…
Как оценивали сытинские лубки современники
До 1880-х годов интеллигенция считала лубочные картины наивными, «безобразными», «отравой безымянной» — в общем, низкосортной продукцией, отжившей свой век. Сытин же смог изменить мнение большей части просвещенного российского общества. По признанию педагогов, лубки оказались замечательным подспорьем в преподавании. Школы стали заказчиками картин и положили начало еще одной «сети» распространения, обеспечив стабильную реализацию продукции и регулярный доход. Более того сотрудничество со школами по части лубочных картин сподвигло Сытина на выпуск других учебных изданий, например, наглядных пособий по географии, этнографии, биологии, истории и другим наукам.
Официальное признание лубки Сытина впервые получили в 1882 году на Всероссийской промышленной выставке и были названы «образцовыми». Эксперты высоко оценили качество художественно-технического исполнения и положительно отозвались об идее Сытина использовать лубки в качестве средства просвещения народа. Предпринимателя наградили дипломом и бронзовой медалью (на тот момент Сытин еще не перешел в купечество, поэтому вручение золотой медали было невозможно из-за принадлежности издателя к крестьянскому сословию). А академик живописи М. П. Боткин похвалил Сытина за совместную работу с профессиональными художниками и рекомендовал не отказываться от этого начинания.
Я привлек к лубочной работе все наличные художественные силы страны. Благодаря дружескому отношению к нам русской интеллигенции (литераторов
и художников) над картинами для народа стали работать такие люди, о которых Никольский рынок
не смел никогда и мечтать, так что картины наши стали лучшим украшением каждой деревенской хаты
.

Конечно, Сытин не отказался. В 1903 году он открыл при издательстве школу технического рисования и литографского дела и, как в случае с офенями, продолжил «выращивать» необходимые кадры — книжных иллюстраторов и печатников, которые могли создавать превосходное оформление не только лубочной картинки, но и детских, научно-популярных, справочных и других изданий, выпускавшихся у Сытина.

За все годы издательской деятельности на российских и зарубежных выставках Сытину было присуждено более двадцати медалей, в большинстве своем — золотых, однако, по его словам, та первая «лубочная» медаль была дороже всех и запомнилась навсегда.
На рубеже XIX—XX веков лубок пережил возрождение. Благодаря Сытину этот старинный вид творчества стал вновь популярным у народного читателя и даже получил высокую оценку со стороны интеллигенции.

Сытину удалось «облагородить» лубочные издания, сделав акцент на их содержательном и материальном качествах. Он впервые применил печатные машины, используемые в Европе для изготовления книг, в производстве лубков, а также пригласил профессиональных художников, которые красиво и аккуратно раскрашивали «народные картинки». При этом Сытин стремился сделать лубок доступным по цене как можно большему количеству читателей из народа.

С помощью хорошо подготовленного лубка Сытину удалось придать русскому народному творчеству изящную форму, сохранить культурное наследие, запечатлев быт и нравы русских людей. А также начать повышать уровень образованности населения, преподнеся историю Российской империи, известные литературные произведения и другую познавательную информацию в доступной и привлекательной форме.

Принципы, которые легли в основу редподготовки лубочных изданий, стали прочным фундаментом для дальнейшей издательской и просветительской деятельности Сытина. Подготавливая к выпуску книги, газеты, календари и другую печатную продукцию, Сытин сохранял баланс между качеством и дешевизной, что делало его издания доступными для простого читателя.
Заключение
Мой издательский опыт и вся моя жизнь, проведенная среди книг, утвердили меня в мысли, что есть только два условия, которые обеспечивают успех книги:
— Очень интересно.
— Очень доступно.
Эти две цели я всю жизнь и преследовал.
Источники
  1. Аксёнова Г. В. Дивный художник Клавдий Лебедев: размышления над текстами Священного Писания // Императорское Православное Палестинское Общество : официальный сайт. — [Б. м.], 2014. — URL: https://www.ippo.ru/news/article/divnyy-hudozhnik-klavdiy-lebedev-razmyshleniya-nad-202559 (дата обращения: 05.02.2022).
  2. Антология русского лубка : от «потешных» картинок до познавательных иллюстраций // Культурология. РФ : [сайт]. — [Б. м.], 2016. — URL: https://kulturologia.ru/blogs/270216/28595/ (дата обращения: 02.02.2022).
  3. Великий печатник России // Библиотечное дело : журнал. — СПб., [б. г.]. — URL: http://www.bibliograf.ru/materials/news/1897/ (дата обращения: 02.02.2022).
  4. Динерштейн Е. А. Деятели книги. И. Д. Сытин. — М. : Книга, 1983. — 271 с.
  5. Ковынева М. Искусство лубка в дореволюционной России // Культура. РФ : [сайт]. — [Б. м.], 2020. — URL: https://www.culture.ru/materials/254483/iskusstvo-lubka-v-dorevolyucionnoi-rossii (дата обращения: 03.02.2022).
  6. Кошельник Д. «Издательский король»: как влиял на общество просветитель Иван Сытин // VC.RU : [сайт]. — [Б. м.], 2016. — URL: https://vc.ru/story/14729-sytin (дата обращения: 02.02.2022).
  7. Кравецкий А. Великий русский издатель // Деньги : журнал. — [Б. м.], 2016. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3023082 (дата обращения: 03.02.2022).
  8. Лозинская Р. Лубок. Картинки для народа // Артхив : [сайт]. — [Б. м.], 2022. — URL: https://artchive.ru/encyclopedia/4406~Lubok (дата обращения: 03.02.2022).
  9. Лубок. Специальный проект Большого музея // Большой музей : официальный сайт. — М., 2019. — URL: https://lubok.bm.digital/text (дата обращения: 04.02.2022).
  10. Лубочные картинки // История книги на Руси : [сайт]. — [Б. м.], 2020.— URL: https://maxbooks.ru/bakhtiarov/lubok.htm (дата обращения: 03.02.2022).
  11. Пером и кистью. Лубочные традиции // Культура. РФ : [сайт]. — [Б. м.], 2015. — URL: https://www.culture.ru/news/36318/perom-i-kistyu-lubochnye-tradicii (дата обращения: 03.02.2022).
  12. Русские лубочные картинки. Литография Товарищества И. Д. Сытина // Liveinternet : [сайт]. — [Б. м.], 2018. — URL: https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post441098348/ (дата обращения: 02.02.2022).
  13. Рууд Ч. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин. — М. : ТЕРРА, 1996. — Гл. 2 : Больше изданий для народа. — 282 с.
  14. Сустретова О. Иван Дмитриевич Сытин. «Наполеон книжного дела» // ВО!круг книг. Блог Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Челябинска : [сайт]. – Челябинск, 2021. – URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2021/02/blog-post_29.html (дата обращения: 03.02.2022).
  15. СЫТИН // Большая российская энциклопедия : электронная энциклопедия. — [Б. м.], 2019. — URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/4176943 (дата обращения: 02.02.2022).
  16. Сытин И. Д. Жизнь для книги. — М. : Политиздат, 1962. — 285 с.
  1. Аксёнова Г. В. Дивный художник Клавдий Лебедев: размышления над текстами Священного Писания // Императорское Православное Палестинское Общество : официальный сайт. — [Б. м.], 2014. — URL: https://www.ippo.ru/news/article/divnyy-hudozhnik-klavdiy-lebedev-razmyshleniya-nad-202559 (дата обращения: 05.02.2022).
  2. Антология русского лубка : от «потешных» картинок до познавательных иллюстраций // Культурология. РФ : [сайт]. — [Б. м.], 2016. — URL: https://kulturologia.ru/blogs/270216/28595/ (дата обращения: 02.02.2022).
  3. Великий печатник России // Библиотечное дело : журнал. — СПб., [б. г.]. — URL: http://www.bibliograf.ru/materials/news/1897/ (дата обращения: 02.02.2022).
  4. Динерштейн Е. А. Деятели книги. И. Д. Сытин. — М. : Книга, 1983. — 271 с.
  5. Ковынева М. Искусство лубка в дореволюционной России // Культура. РФ : [сайт]. — [Б. м.], 2020. — URL: https://www.culture.ru/materials/254483/iskusstvo-lubka-v-dorevolyucionnoi-rossii (дата обращения: 03.02.2022).
  6. Кошельник Д. «Издательский король»: как влиял на общество просветитель Иван Сытин // VC.RU : [сайт]. — [Б. м.], 2016. — URL: https://vc.ru/story/14729-sytin (дата обращения: 02.02.2022).
  7. Кравецкий А. Великий русский издатель // Деньги : журнал. — [Б. м.], 2016. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3023082 (дата обращения: 03.02.2022).
  8. Лозинская Р. Лубок. Картинки для народа // Артхив : [сайт]. — [Б. м.], 2022. — URL: https://artchive.ru/encyclopedia/4406~Lubok (дата обращения: 03.02.2022).
  9. Лубок. Специальный проект Большого музея // Большой музей : официальный сайт. — М., 2019. — URL: https://lubok.bm.digital/text (дата обращения: 04.02.2022).
  10. Лубочные картинки // История книги на Руси : [сайт]. — [Б. м.], 2020.— URL: https://maxbooks.ru/bakhtiarov/lubok.htm (дата обращения: 03.02.2022).
  11. Пером и кистью. Лубочные традиции // Культура. РФ : [сайт]. — [Б. м.], 2015. — URL: https://www.culture.ru/news/36318/perom-i-kistyu-lubochnye-tradicii (дата обращения: 03.02.2022).
  12. Русские лубочные картинки. Литография Товарищества И. Д. Сытина // Liveinternet : [сайт]. — [Б. м.], 2018. — URL: https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post441098348/ (дата обращения: 02.02.2022).
  13. Рууд Ч. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин. — М. : ТЕРРА, 1996. — Гл. 2 : Больше изданий для народа. — 282 с.
  14. Сустретова О. Иван Дмитриевич Сытин. «Наполеон книжного дела» // ВО!круг книг. Блог Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Челябинска : [сайт]. – Челябинск, 2021. – URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2021/02/blog-post_29.html (дата обращения: 03.02.2022).
  15. СЫТИН // Большая российская энциклопедия : электронная энциклопедия. — [Б. м.], 2019. — URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/4176943 (дата обращения: 02.02.2022).
  16. Сытин И. Д. Жизнь для книги. — М. : Политиздат, 1962. — 285 с.
Об авторах
Студенты-издатели Томского
государственного университета:

Баулина Анастасия
Бронникова Елизавета
Иванова Кристина
Ковальчук Яна
Куликовская Ангелина
Ларионова Дарья
Лучко Анастасия
Романова Юлия
Цой Валерия
Валерия Анатольевна Есипова,
д-р ист. наук, доцент каф. общего
литературоведения, издательского дела
и редактирования ТГУ, эксперт.

Ирина Александровна Айзикова,
д-р филол. наук, профессор каф. общего
литературоведения, издательского дела
и редактирования ТГУ, научный
руководитель, редактор.

Национальный исследовательский
Томский государственный
университет

634050, Томск
пр. Ленина, 36

Кафедра общего литературоведения, издательского дела
и редактирования НИ ТГУ

634050, Томск
пр. Ленина, 34, 4 ауд.