Итоги форума
22 сентября в Томске завершился Всероссийский форум с международным участием «Университетская библиотека: так можно». За пять насыщенных дней работы состоялось семнадцать мероприятий, в которых приняли участие 385 специалистов, из них 246 очных участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Красноярска, Нижнего Новгорода, Архангельска, Сургута, Омска, Новосибирска, Кемерово, Томска и других городов Российской Федерации. На Форуме также работали иностранные специалисты из Белоруссии, Индии и Германии.

События разворачивались по четырем содержательным трекам: «Люди», «Технологии», «Управление», «Наследие». В рамках Форума состоялось Открытое заседание Секции библиотек высших учебных заведений Российской библиотечной ассоциации, были объявлены результаты III этапа конкурса«Лаборатория лидерства: Лучший университетский библиотекарь-2023». Отдельным направлением работы Форума стала Международная школа реставрации.

На Форуме прошли мастер-классы от победителей, призеров, лауреатов конкурса "Лаборатория лидерства: лучший университетский библиотекарь" за 2021-2022 гг.
Итоги треков
Трек "Люди"
- аквариум-сессия "Люди для людей", где с двух позиций – специалистов и пользователей - говорили про сотрудников в университетской библиотеке в эпоху турбулентности, про осознание себя, про коммуникацию, про человеческие ресурсы, про вовлечение и проактивность. Дискуссия развернулась по 5 направлениям и была очень откровенной. Свободный стул на аквариум-сессии не пустовал: участники из зала после каждого круга обсуждения присоединялись к спикерам, делились своими радостями и сложностями. Модератор дискуссии назвала спикеров аквариум-сессии золотыми рыбками, чтобы подчеркнуть их вдохновляющий опыт для других. Доверительность и оптимизм были ведущими особенностями мероприятия. Ярко проявилась профессиональная поддержка: удалось обсудить сложную ситуацию в одной из библиотек, связанную с инертностью коллектива, и помочь директору увидеть подходящие управленческие решения.

- паблик-ток "Библиотекарь будущего. Что делаем уже сегодня?", где спикеры отвечали на вопросы: как развивать компетенции и проактивность сотрудников? Как формировать позитивную культуру рабочего места в библиотеках? Какие способы мотивации сотрудников актуальны сегодня? Когда успевать профессионально расти? О собственных обучающих программах рассказали сотрудники библиотек, которые реализуют их в рамках крупных проектов, таких как "Содействие занятости" и "Приоритет 2030", слушатели программ поделились своими впечатлениями от обучения, а аналитик сервиса "РосНавык" представила результаты исследования вакансий в библиотечной отрасли, член постоянного комитета ИФЛА по непрерывному обучению остановилась на преодолении разрыва компетенций у сотрудников библиотек, а специалист компании "Лань" рассказал о разных по продолжительности программах обучения, акцентировав внимание на микроформатах.
Спикеры были единодушны в том, что личный рост и личная мотивация - основа профессионального развития, а сохраняющийся высокий уровень инертности сотрудников библиотек продолжает быть преградой для профессионального развития. Создатели программ профессионального развития акцентировали тезис, что учат не только новым навыкам, компетенциям, но создают и культивирует профессиональное сообщество.

- дискуссия «Студенческие инициативы и студенческие проекты в университетской библиотеке», которая объединила пять представителей двух больших сообществ – библиотекарей-профессионалов и студентов-пользователей библиотек. Участники обменивались идеями, старались наладить диалог между библиотекарями и студентами, делились проблемами и искали их решения. На дискуссии были представлены интересные кейсы студенческих проектов, показаны разные механизмы их возникновения и реализации, а также предложены направления развития библиотеки как места студенческих инициатив.
Трек "Технологии"
- круглый стол "Разрабатывать, адаптировать или покупать готовый продукт?", основная идея которого – обмен опытом ведущих вузовских библиотек по внедрению различных программных продуктов. Партнеры Форума представили готовые программные решения и их преимущества перед собственными библиотечными разработками. В процессе обсуждения участники круглого стола пришли к выводу, что нет единственного правильного решения, главное "...не стоять на месте, реализовать все наши фантастические идеи, чтобы наши пользователи быстро получали нужную информацию" (Е. М. Полникова).

- дискуссионная панель "Искусственный интеллект – конкурент или помощник библиотекаря?", где были представлены выступления экспертов, после чего модераторы дискуссии, представители Ассоциации медицинских библиотек, провели мини-сессию "Трансформация мышления". Результаты дискуссии лучше всего характеризует уточненное название одного из выступлений "Искусственный интеллект – без нас не обойдётся" (С. А. Морозова).

- секция с докладами, которая стала логическим продолжением круглого стола и на которой были представлены примеры адаптированных и собственных разработок для учета и анализа научных публикаций ученых университета, мобильных приложений для пользователей библиотеки, конструктора для списков литературы и т. д. "Стало очевидным – что и как сделать, мы, библиотекари, придумаем. Не всегда удается решить вопрос – кто сделает?" (В. А. Васильева).
Трек "Управление"
- два мастер-класса: "Разработка цифрового продукта нецифровыми командами", где участники получили план по созданию IT-проекта вместе с образцом технического задания и другими полезными материалами и "Создание дашборда в PolyAnalyst для визуализации статистических данных", на котором была возможность самостоятельно попробовать представить статистистику в удобном для восприятия формате с помощью специальных инструментов и прогнозной аналитики.

- закрытая дискуссия руководителей библиотек "Новый тип руководителя библиотеки", которая стала основной фишкой трека и где удалось откровенно поговорить о существующих решениях, стилях управления как совсем новым, так и более опытным директорам.

- управленческий практикум "Неидеальные кадры", который провела ассоциация медицинских библиотек, на котором участники создавали модель кадровых решений в заданных условиях.
Трек "Наследие"
- круглый стол "Зеркало научно-технического прогресса: институты памяти и коллекции", где обсуждались актуальные вопросы по 4 тематическим блокам: Библиотека во взаимодействии с институтами памяти, Институты памяти и гражданская наука, Институты памяти и наука, Наследие вузов и искусство. Участники обсудили трудности и перспективы взаимодействия вузов и музеев при работе с общими коллекциями, запросы аудитории к содержанию современных выставок, возможные варианты взаимодействия с волонтерами, способы привлечения частных инвесторов и многое другое.

- дискуссия "Культурное наследие университетских библиотек: кому это интересно?", где основными спикерами выступили журналисты томских СМИ. Важными вопросами дискуссии были следующие: что нужно делать, чтобы быть привлекательными для сообщества журналистов? Как создавать новые связи? Как выбирать информационные поводы? Теплая дружеская атмосфера и новые темы для освещения оставили о встрече приятное впечатление и настроили на дальнейшее взаимодействие. Журналисты ждут от нас, что сложное объясним простыми словами, расскажем понятно, интересно, эмоционально. Расскажем что? Уникальное, эксклюзивное, полезное для людей. Журналисты готовы учиться у нас поиску информации, фактчекингу, а также работе с электронными ресурсами. Решили организовать пресс-тур для журналистов, идея которого давно витала в воздухе.
- Все дни Форума работала Международная школа реставрации по теме "Научная реставрация. Классический полукожаный и «французский« переплет: формирование продвинутого уровня знаний и практических навыков". Основная задача Школы – организовать долгосрочную системную работу, направленную на рост профессиональных компетенций специалистов в области сохранения, консервации и реставрации документального наследия России. Проект является продолжением работы начатой в 2018 и 2020 годах и направлен на последовательное формирование базового и продвинутого уровня знаний, умений и навыков у специалистов-реставраторов. Очно обучались 19 человек, было представлено 10 профессиональных докладов, проведены мастер-классы «Изготовление мраморной бумаги» и «Тиснение кожаных переплетов».

По итогам Школы участниками было изготовлено два макета полукожаного классического и полукожаного «французского» переплетов, а для покрытия переплетов ручным способом изготовлена мраморная бумага. В 2024 году планируется продолжить работу Школы и глубже погрузиться в тематику изготовления макета русского переплета.
Материалы Форума: